"Знакомьтесь: Дэйв"
Дейв Мин Чжан (Эдди Мерфи), недавно переехавший в Нью-Йорк, чувствует себя абсолютно не в своей тарелке. В нем есть что-то не совсем нормальное – начать с того, что он, похоже, совсем не в ладах с собственным телом и чувствует себя в нем некомфортно. И на то есть веская причина: «Дейв» – вовсе не человек, а корабль, сделанный по образу и подобию своего крохотного капитана. Это Эдди Мерфи в Эдди Мерфи в фильме «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЙВ».
Что ж, давайте познакомимся с Дейвом. Ему за сорок, приятной внешности и опрятно одет, даже если его наряд – кипельно-белый костюм, черный галстук и аккуратный черный носовой платок – вызывает в памяти 70-е в стиле диско. Но помимо его странного облачения, с Дейвом еще что-то не так. Он определенно не из здешних мест… откуда-то издалека. Даже его манера ходить выглядит…очень странно; гуляя по улицам Нью-Йорка, Дэйв каждый раз выбрасывает одну ногу слишком далеко, как будто он не в ладах с собственным телом.
И на то есть веская причина: внутри «Дейва» находится экипаж из хорошо обученных маленьких человечков, – мир внутри мира – которые лихорадочно пытаются управлять всеми действиями и разговорами Дейва. В каждой части «тела» Дейва умелый член экипажа (средний рост: один и три четверти дюйма), отмеченный знаком с изображением определенного участка его анатомии, руководит движениями Дейва с помощью суперсовременного пульта.
Но экипажу Дейва под предводительством Капитана, внешность которого повторяет внешность Дейва, приходится многому учиться. Когда Дейв пытается сделать первый в своей жизни глоток воды, вниз устремляется гигантская волна, затопив всех, кто находился внутри. Когда Дейв примеряет одежду в магазине «Old Navy», рубашка превращается в хлопкового монстра, который пытается задушить его. Чтобы пройти простой медицинский осмотр, металлическому Дейву приходится бороться с чудовищными силами магнитного поля системы компьютерной томографии. На банкете трубочки с мясным фаршем, которые, как он узнает, называются «хот догами», становятся причиной взрывоопасной ситуации в мужском туалете.
В то время как Дейв – то есть те, кто находится внутри Дейва, – постепенно преодолевают эти физические сложности, они начинают ощущать кое-какие более глубокие изменения. Экипаж, родом оттуда, где не одобряется проявление каких-либо эмоций и индивидуальности, становится чуть более эмоциональным. Дейв меняется – изнутри и снаружи.
Уже более двадцати лет Эдди Мерфи является одним из самых популярных комедийных киноактеров – ему нет равных в умении играть несколько ролей в одном проекте. В фильме «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЙВ» Мерфи как никогда ранее раскрывает свой потрясающий физический и комедийный талант, поскольку он исполняет две роли – корабля размером с человека, которым управляет экипаж из 100 крохотных человечков, и капитана, который руководит этим кораблем, повторяющим его внешность. «Здесь Эдди делает то, что удается ему лучше всего», - говорит режиссер Брайан Роббинс.
Но еще задолго до того, как Мерфи стал «Большим Дейвом» и «Маленьким Дейвом», сценаристам Робу Гринбергу и Биллу Корбетту пришла на ум идея о мире маленьких людей внутри большого мира – корабля в виде человека. Сценаристы были знакомы по колледжу при Йельской школе драмы (Yale School of Drama), после которой их пути разошлись. Каждый стал успешным сценаристом – Корбетт в культовом сериале «Mystery Science Theater 3000», а Гринберг в популярных ситкомах «Frasier» и «How I Met Your Mother». Несколько лет они обсуждали возможности совместной работы, а потом повстречали «Дейва».
Невероятная идея о существовании такого мира внутри мира была лишь началом. Гринберг и Корбетт провели немало времени над развитием первоначальной идеи, стараясь приблизить ее к действительности с учетом ее комедийности и нереальности. «У вас может быть замечательная, забавная идея, но превратить ее в хороший сюжет, смешной и реальный – это действительно непросто», - говорит Корбетт. «Мы хотели создать яркие персонажи и личности, которые находятся на пути к тому, чтобы стать как минимум чуть более человечными».
«Эту мысль пока еще никто не развивал – по крайней мере, в такой степени», – добавляет Гринберг. «Мы хотели, чтобы эта безумная исходная идея была хоть чем-то связана с реальностью – было желание изобразить достоверные отношения и эмоции, не жертвуя при этом комедийностью».
Сюжет Гринберга и Корбетта привлек внимание продюсера Дэвида Т. Френдли, среди многочисленных работ которого – блокбастер студии «Twentieth Century Fox» «Dr. Dolittle» с Эдди Мерфи в главной роли. «Прочитав первый акт, я понял, что хочу снять этот фильм», – говорит Френдли. «Сценарий вызвал в памяти классические сюжеты из серии «не в своей тарелке» с романтическим подтекстом, такие как ‘Splash’, ‘Starman’ и ‘Being There’. И он постоянно удивлял меня».
Сценарий также привлек внимание продюсеров Джона Берга и Тодда Комарники, которые в то время были партнерами в продюсерской компании «Guy Walks Into A Bar». Как и Френдли, они заинтересовались смелой исходной идеей фильма и сочетанием в ней комедии действия и эмоций. «Тодд [Комарники] читал сценарий, возвращаясь в Нью-Йорк ночным рейсом», – вспоминает Берг, – «и в течение двух часов полета он лихорадочно писал сообщения, которые отправил сразу же после приземления: «Мы должны это купить, мы должны снять этот фильм»».
Комарники добавляет: «Я знаю, все так говорят, рекламируя свои проекты, но я прочитал сценарий с необычайным воодушевлением. Я понял, что мы должны принять в этом участие и сделать все, что необходимо, чтобы снять этот фильм».
Тем временем режиссер Брайан Роббинс завершал работу над комедией «Norbit» с Мерфи в главной роли. Роббинс, занятый добавлением последних штрихов к фильму, который станет одним из главных хитов 2007 г., не читал сценарий «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЙВ». Его читал Мерфи, и актер захотел немедленно приступить к работе. «Эдди подошел ко мне и спросил: «А что ты делаешь после этого?» И я сказал: «Не знаю, а что, ты хочешь пригласить меня на ужин?» Эдди сказал: «Нет, не сегодня – может, к твоему следующему фильмум?!» И он дал мне сценарий фильма «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЙВ».
Соглашаясь с установкой Гринберга и Корбетта, Роббинс говорит: «Прежде всего, мы хотели снять смешное кино. Далее, мы хотели, чтобы фильм получился легким и эмоциональным. Отношения между персонажами составляют сердце картины, выполненной в жанре комедии».
Сложная структура проекта обескураживала. ««ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЙВ» был трудоемким в плане постановки фильмом», – говорит Роббинс. «Целый мир находится в голове Дейва/Эдди, где живут эти мини-человечки. Кроме того, есть сам Дейв, живущий в ‘реальном’ мире. И, в завершение всего, есть Эдди, исполняющий роль корабля снаружи и роль капитана корабля внутри.
«Вначале я нервничал, думая, как я смогу соединить все эти элементы», - продолжает Роббинс. «Каким должен быть Дейв, если он не человек и даже не робот – он корабль!»
Пока Роббинс бился над этими задачами, Мерфи без труда примерил на себя роли Дейва и Капитана. «Чтобы вжиться в роли в первый день съемок Эдди потребовалось, может быть, минут 45», – вспоминает режиссер. «Он исполнил эти роли так, что они отличаются от всего, что он делал когда-либо раньше».
Продюсер Тодд Комарники восхищался невероятным комедийным талантом Мерфи, сравнивая его с талантами некоторых из самых знаменитых титанов комедийного жанра в кино. «В фильме «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЙВ» Эдди представил нам классическую традиционную комедию действия в стиле Бастера Китона и Чарли Чаплина. Когда он исполняет роль корабля [то есть «Дейва»], перемещаясь по Нью-Йорку и пытаясь скрыть тот факт, что он – не один из нас, его игра наполнена всей невинностью и чистотой, которую выражает его проникновенный взгляд».
Неловкость неодушевленного корабля Мерфи выражает с помощью пластики, отличающей многие его знаменитые роли. «У него грация танцора и точность боксера», – говорит Френдли. Комарники добавляет: «Эдди в полной мере демонстрирует свою техническую точность, изображая потерю Дейвом контроля, когда тот учится ходить, кидать бейсбольный мяч и танцевать. Все эти вещи мы воспринимаем как само собой разумеющееся, но Эдди и Дейв показывают их нам как нечто новое и удивительное».
Партнеры Эдди по съемочной площадке были также поражены его воплощением в двух персонажей. Элизабет Бэнкс, исполняющая роль Джины Моррисон, темпераментной и прекрасной художницы и матери-одиночки, которая буквально сталкивается с Дейвом в начале картины, говорит: «У нас, актеров, в ходу выражение «владеть своим инструментом», при этом «инструмент» означает наше тело. Но я никогда еще не работала с кем-либо, кто бы владел своим телом так мастерски, как Эдди. Я имею в виду, что все, что он делает, так тщательно продумано и выполнено – каждый жест, каждое движение его рук и рта – он полностью все контролирует».
Френдли отмечает, что Бэнкс, Габриэль Юнион, Скотт Каан, Эд Хелмс, Кевин Харт и остальные актеры помогли Мерфи максимально раскрыться – как и он им. «Эдди лучше работается в окружении смешных людей, а они становятся еще более смешными из-за Эдди», – говорит он.
Бэнкс, чья Джина становится наиболее близка эмоционально с Дейвом Мерфи, присоединилась к актерской группе одной из последних. Но, как говорят создатели фильма, ее стоило подождать. «Элизабет – комедийная актриса, каких мало», – заявляет Комарники. «Она напоминает Люсиль Болл тем, что в ней традиционная комедийность сочетается с быстрым умом и большим талантом импровизации».
Бэнкс, которая описывает Джину как «жительницу центра города, которая считает себя творческой натурой и любит танцевать» – получила удовольствие, изображая отношения между Джиной и Дейвом, особенно в сцене, где они обсуждают одну из картин Джины. «Дейву непонятно то странное ощущение, что он испытывает, глядя на картину, когда Джина рассказывает о том, как эта картина родилась у нее в сердце. Мне понравилось, как Эдди изобразил первое пробуждение эмоций у своего персонажа», - говорит она. «Это сцена чистоты, простоты и невинности – и смеха».
11-летний сын Джины, Джош Моррисон, первым встречает Дейва. Джош, не пользующийся особым успехом у одноклассников, быстро заводит дружбу с Дейвом и открывает странному чужаку некоторые местные радости – такие как уличная ярмарка, упомянутые выше «мясные трубочки» и возможность рассказать об основной нерешенной загадке физики – единой теории поля Эйнштейна – пятиклассникам. «Джош верит в Дейва с самого начала», – говорит юный актер, исполнивший свою первую роль в кино.
И пока Дейв путешествует по «Большому яблоку» с помощью Джоша и Джины, с миниатюрным экипажем внутри Дейва происходят значительные изменения. Помощник капитана корабля – названный, соответственно, № 2 – пытается занять место капитана. Продюсер Джон Берг отмечает, что Эд Хелмс, исполнивший эту роль, становится «главным героем» фильма: «Ведь он управляет Эдди Мерфи», - шутит Берг. «И у Эда получается изобразить вышедший из-под контроля эгоизм как ни у кого до этого».
Хелмсу очень понравилась роль Номера 2 – микро-человечка с макро-амбициями. «Его имя говорит о его ранге на корабле, где он второй, а не первый», – невозмутимо заявляет актер. «Что означает, что он второй командир всего экипажа, кроме еще одного человека».
А этим человеком является капитан, чье путешествие вместе с Дейвом через Нью-Йорк вызывает в нем странные чувства, известные ему и многим его подчиненным под названием эмоции. Но № 2 устойчив к их воздействию. «№ 2 считает, что капитан – слабак и подвержен человеческим слабостям», – говорит Хелмс. «Он должен что-то предпринять».
Гораздо больше сочувствует капитану № 3, ответственная по вопросам культуры на корабле, в исполнении Габриэль Юнион. Долго подавляемые чувства № 3 к ее командиру выходят на поверхность после того, как корабль, в котором она находится, встречается с Джиной, Джошем и многообразием странных человеческих свойств – включая, как говорит Юнион, «счастье, печаль, ревность, альтернативный образ жизни и потребление странной субстанции, известной как пицца».
Что касается ее более официальных обязанностей на корабле, Юнион со смехом отмечает, что основные задачи № 3 включали в себя «понять, кто такие Doritos, и объяснить остальным членам экипажа, кто такой Барак Обама». А что же было ее основными средствами для изучения культурных и исторических реалий внешнего мира? «Google, Yahoo…и Перез Хилтон».
Еще один заметный член экипажа внутри Дейва – это № 17, заведующий ключевыми, ну, «внутренними» вопросами. В исполнении Кевина Харта № 17 обращает на себя внимание в сцене третьего акта, в которой он выскакивает из уха Дейва и падает в чашку кофе офицера полиции Дули (в исполнении Скотта Каана), расследующего странные происшествия, которыми сопровождается путешествие Дейва по Нью-Йорку. К счастью для № 17 кофе Дули не слишком горячий и в нем достаточно сливок и сахара. Отдельно от капитана и экипажа № 17 совершает свое собственное путешествие по Нью-Йорку… в кармане рубашки Дули.
Множество смешных и эмоциональных моментов в фильме возникают, когда Дейв и компания сталкиваются с уникальными особенностями и энергетикой города. Город является основной составляющей сюжета, поэтому, как говорит продюсер Дэвид Т. Френдли, ключевые сцены приходилось снимать в реальной жизни Нью-Йорка. «Одним из действующих лиц картины является Нью-Йорк со всей своей неразберихой, многоцветием и безумием», – говорит он. И вполне закономерно, что действие некоторых из его сцен разворачивается на острове Либерти – приветственном маяке для множества вновь прибывающих в США.
Таких, как Дейв.