Антигламур На Большом Экране
Туалетного юмора в фильме действительно много. Для того чтобы снять историю про то, как в женском туалете встречаются наркоман, бандит, повар, стриптизерша, стареющая дива и киллер, Месхиев добровольно заперся со всей съемочной группой в декорациях «Ленфильма», изображающих туалет, где сорок дней снимал унитазы, ведра и героев с большими пистолетами.
О том, почему автор легендарных «Своих» (три главные награды на XXVI ММКФ), серьезной и глубокой «Женской собственности» и жесткой «Американки» решил снимать кино про «унитазных» бандитов, он и рассказал.
– Расскажите о том, как проходили съемки.
– Мы снимали на Ленфильме, и для меня было принципиально, чтобы декорации были «живыми». Мы построили самый настоящий сортир: провели все трубы, слив, водопровод к раковинам. Его даже можно было использовать по назначению! Я хотел избежать искусственности. И, тем не менее, снимать было очень тяжело: когда есть пустое пространство, «зацепиться» не за что, кроме раковины. Но нам помогло то, что команда собралась хорошая. Я специально подбирал людей, которые могут хулиганить, говорить отсебятину, веселиться. Поэтому я дал артистам некоторую долю свободы.
– А участие Федора Бондарчука нужно было, чтобы привлечь зрителя?
– Ну конечно, в какой-то степени. Нам нужна была звезда, и он подошел как никто лучше. Я позвонил Феде, и мы с ним по телефону решили, каким будет его образ. Я сказал ему, какой хочу сделать костюм – что это будет шуба, белая толстовка и золотые цепи. Такой рэппер. А он уже сам «додумал» себе лицо с большими щеками, необычный говор, черные ногти… Федя – очень живой человек, он все понял и сыграл классно. Он мой друг, очень хороший артист и звезда, чего уж тут скрывать.
– Каков ваш главный критерий при выборе сценария?
– Первое, что меня должно зажечь, – это история. Она должна быть мне интересна, «зацепить». А дальше у меня в голове появляются некие вырванные кадрики, и я начинаю эту историю как-то препарировать и пытаться алгеброй вычислять гармонию. Я пытаюсь понять, сходятся ли там концы с концами, оценивать, можно ли сделать картину. И дальше – уже огромное количество вопросов, которые решаются разложением всей истории на составляющие. Кроме того, коммерческий успех сейчас для меня играет важную роль. Я считаю, что нам нужно делать правильные с коммерческой точки зрения фильмы – это важно для нашего кинематографа.
– Но для того, чтобы снять правильное коммерческое кино, нужно знать, чего хочет зритель. Как вы изучаете предпочтения публики?
– Чтобы понять, что им нужно, я хожу в кино. Я стараюсь ходить в кино, покупая билеты, попкорн, кока-колу. Слежу за реакцией в зале. Последнее наблюдение, которое меня поразило и очень порадовало, – это то, как люди смотрели фильм «Остров». Очень непростое кино, совершенно не заигрывающее со зрителем. Я был в обычном кинотеатре, в котором зрители очень хорошо и правильно реагировали на картину. Меня это очень порадовало. Зритель наш не так элементарен и прост, как кажется многим сценаристам.
– За что вы не будете браться ни при каких условиях?
– Я буду браться за все, что мне интересно! Сейчас мне интересен эпический жанр, историческое кино. Следующим моим фильмом станет история о Степане Разине. Это будет блокбастер с драками, сражениями, народными героями. Мы уже нашли актера, который сыграет Разина – это Алексей Гуськов. Мне Разин интересен как личность, и мне хочется попытаться раскрыть его образ.
А не буду, наверное, мелодрамы больше снимать. В моем активе их довольно много, и мне это больше не интересно. Табу для меня является порнография – я не буду за нее браться никогда и ни при каких условиях. Для этого нужно иметь определенный склад ума и души. Еще я, наверное, никогда не буду делать социальные истории.
– Откуда вы черпаете вдохновение?
– Из наблюдений. Сижу с открытым ртом и наблюдаю за жизнью людей. И верю, что в подсознании откладывается огромное количество каких-то вещей, которые я чувствую. Они могут всплыть через 20 лет, может, даже в каком-то другом контексте и в другой форме. Но я настроен на впитывание и наблюдение. Режиссер учится всю жизнь.
@ Ольга Бобровская