Владимир Воленко: Я считаю, что вся лучшая музыка в прошлом
Владимир Воленко — лидер группы «Божья коровка», автор-исполнитель, композитор и аранжировщик. Недавно музыкант отпраздновал юбилей — 55 лет. О том, как это было, о самом запоминающемся дне рождения, об интересе современной эстрады к ретро-музыке и существовании музыкальной индустрии в условиях пандемии — читайте в нашем материале.
Владимир, приветствую! Поздравляю вас с 55-летием! Как отметили?
Если честно, в последнее годы я разлюбил отмечать день рождения. Нужно всё организовывать на уровне, приглашать много гостей, среди которых медийные люди, артисты, актёры. А это безумно дорого, но в этом году мне повезло. Мы были на гастролях в Омске, городе, где в 1939 году во время эвакуации родилась моя матушка, и там в ресторане гостиницы нам устроили прекрасную вечеринку. Наташа Шоколадкина и директор группы Оксана Кваша договорились с местной администрацией на счёт меню, и всё получилось весьма красиво! Гостями были артисты – коллеги, которые находились в этом момент вместе с нами в туре.
А какой день рождения для вас был самым запоминающимся?
В 2003 году Наташа Шоколадкина долго выспрашивала меня: кого бы я хотел видеть на своём дне рождения. Я ответил, что, мол, хотел бы того, этого и вот тех тоже… но это невозможно, так как мы давно не общались, и у меня даже не сохранились их телефоны. 28 февраля мы пошли в закрытый клуб одного моего приятеля. Решили посидеть по-семейному, вчетвером: я с Наташей и он с женой. Когда мы спускались в подвал внезапно весь свет в здании отключился, и нам пришлось продолжать путь в полной темноте. Я думал, что всё отменится или в крайнем случае посидим при свечах. Однако, когда мы вошли в нужное помещение включился яркий свет, и я увидел толпу тех людей, о которых ей рассказывал, но уже не надеялся увидеть. Они долго смеялись и аплодировали, пока я находился в полном шоке от неожиданности.
Как вы в детстве представляли себя в таком возрасте?
В детстве я вообще об этом не задумывался. А вот когда мне было 15, я считал, что 55 это уже всё - конец жизни. Один мой одноклассник говорил, что в 50 стреляться надо. Однако оказалось, что в этом возрасте жизнь как раз в самом разгаре. Очень много идей, интересных проектов, которые непременно хочется воплотить в жизнь.
В ваших интервью лейтмотивом проходит сожаление по поводу «аморального» поведения людей в современном мире и нездоровых взаимоотношений человека с природой. Действительно так тяжело жить в этом обществе?
Вообще я не лектор по вопросам морали и не духовный наставник. Люди живут так, как они считают нужным, и я не вправе их за это упрекать. Хотя, конечно, статистика разводов и количество детей, воспитывающихся в детдомах, очень огорчает. Да и природу свою собственную «мать» мы не бережём. Все леса завалены мусором и пластиковыми бутылками, водоёмы отравлены. А ведь руководство страны могло бы это исправить одним указом. В стране масса людей, которые за небольшую оплату прочешут всю территорию России и наведут порядок.
Но у вас есть всё: прекрасная жена и дети, статус, поклонники… Как вам кажется, другие люди, добившиеся успеха, так же, как и вы переживают по данному поводу?
За других отвечать не стану, но думаю, никому не нравится, что на земле постоянно страдают и погибают люди в результате природных катаклизмов, аварий, катастроф или вооружённых конфликтов. А ещё от голода и неизлечимых болезней, несмотря на то, что мы живём в 21 веке и на планете более чем достаточно еды и лекарств. Наверное, именно поэтому многие знаменитые артисты открывают фонды помощи больным детям, помогают одиноким старикам и инвалидам.
«Божья коровка» давно на сцене. За это время, проявив себя в разных жанрах, группа успела завоевать самую разную публику. Что это? Нежелание остановиться на чём-то одном из-за любви к эклектике или целенаправленные попытки понравиться разным целевым аудиториям?
Эклектика - это наше естественное творческое состояние. Когда меня спрашивают: «В каком стиле вы работаете?» Я обычно отвечаю, что вся фишка в том и заключается, что никакого определённого стиля нет. Немножечко того, немножечко этого, вот и получается, как в сказке, «суп из топора». Каждая аудитория находит в нашей музыкальной копилке что-то своё. А ещё ведь всегда можно взять понравившуюся публике песню и удивить её весьма неожиданной интерпретацией. То, что было шансоном, вдруг прозвучит как рок или латина, и наоборот, популярная танцевальная мелодия внезапно превратится в джазовую босса-нову или романс под гитару.
Сейчас наблюдается «ностальгия» по 80м - 90м годам прошлого века. Тематические концерты и вечеринки, повышенный интерес к определённым артистам (например, трибьют Егора Летова, в котором приняли участие многие модные музыканты) и так далее. Как вам кажется, эта волна вызвана какими-то конкретными событиями и настроениями в обществе, или же этот интерес никогда не исчезал?
Я считаю, что вся лучшая музыка в прошлом. Имеется в виду не только Бах и Вивальди, Моцарт и Чайковский. Элвис Пресли и Битлз, Фредди Меркури, ABBA или, скажем, Майкл Джексон, это тоже уже давно ретро. Сегодня немодно писать мелодии. Основной контент модной музыки состоит в основном из битов и нанизанного на них речитатива. А ведь мелодия - это душа музыки! Именно тоска по мелодиям и вызывает такой повышенный интерес к песням прошлых лет.
А как вы относитесь к артистам, которые в 90-е были ещё детьми, но сейчас выбрали для своего имиджа стилистику тех лет? Не является ли странным использование образов, про которые они по существу ничего не знают, либо же это такая мода на «ретроспективу»?
Да, это мода, которая, возможно, скоро пройдёт, однако через какое-то время снова вернётся. В нашей жизни всё протекает циклически. А то, что молодые артисты играют образы прошлого это очень даже неплохо. Ведь когда в театре ставят Чехова или Достоевского – актёры входят в образы персонажей 19 века, и это нормально.
Как вы относитесь к Евровидению? В этом году от России должна была ехать группа LittleBig, которая чем-то схожа со стилем ранней «Божьей коровки»: стёб, причудливые образы, «фриковатость». Следите ли вы за этим конкурсом и как относитесь к его отмене?
Если честно, с музыкальной точки зрения Евровидение мне давно не интересно. Все прекрасно понимают, что этот конкурс скорее политический, чем музыкальный, либо же вопрос в том, кто что понеожиданней отчебучит. Какой номер в плане шоу станет самым необычным и креативным? Кстати, именно поэтому и пал выбор на LittleBig. Ради этого, пожалуй, финал конкурса я мог бы и глянуть. Что же касается отмены – конечно, радостного в этом мало, так же как и во всём, что связано с этим дурацким короновирусом и карантином.
Коснулись ли вас последствия коронавируса? Насколько сильно он бьёт по индустрии и что с этим делать?
Разумеется, последствия коронавируса в разной степени затрагивают всех. У нас, как и у всех артистов, отменились гастрольные туры и развлекательные мероприятия, а ведь именно на средства, получаемые от них, мы живём. Это такой же удар, как по индустрии туризма, транспортному сообщению, производству услуг и товаров, объёму продаж, да всей экономике в целом, не только нашей страны, но и всего мира. Что с этим делать? Пережидать, спокойно, без паники, соблюдая все правила карантина, методично занимаясь домашними делами. Как раз есть время почитать книги, позаниматься собой, уделить больше времени семье.