Знаменитые Обсуждения С Участием Майи Туровской
Киноклуб «Сине Фантом»: знаменитые обсуждения!
Каждую среду в 20.00.
Специальный показ 9 февраля, пятница, 20.00 - «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма - кино и книга.
Представляют Майя Туровская и журнал «Сеанс».
Продолжительность фильма: 131 мин. (2 часа 11 минут).
Жанр: документальный.
Производство: СССР, студия «Мосфильм», 1965 год; объединение «Крупный план» (реставрация), 1988 год.
Показ фильма пройдет с кинокопии 35 мм (из архива Госфильмофонда).
После показа состоится встреча с соавтором идеи и сценария фильма - кинокритиком, сценаристом Майей Иосифовной Туровской и презентация книги «Обыкновенный фашизм», воссозданной журналом «Сеанс» по оригинал-макетам 1966 года (как известно, одноименная книга с авторскими комментариями и материалами фильма была запрещена к изданию в СССР).
«Обыкновенный фашизм» - одна из наиболее известных и популярных советских лент о становлении Третьего рейха. Документальное исследование природы фашизма, одновременно с тем - великолепный учебник по документальной природе кинообраза.
Фильм, ставший событием в киноискусстве 60-х годов, построен на том же принципе, что и современный ему «Фотоувеличение» (Blow up) Микеланджело Антониони - на постепенном раскрытии планов каждого последующего кадра, что, неожиданно для зрителя, с каждый новым эпизодом в корне меняет смысл рассказываемой истории.
«Почти 2 года мы старательно выискивали и отбирали все, что выходило из ряда (типичной кинохроники), все странное, в чем-нибудь непохожее или чрезмерное, удивительное. Это было нашим рабочим принципом. Но приходилось, конечно, брать и самый обычный материал, - без него не обойдешься. Однако по мере накопления этого тривиального материала стало обнаруживаться странное его свойство: чем больше его собиралось, тем неожиданно интереснее он делался. В первой же главе применен принцип резких контрастов, стремительных перебросок во времени, неожиданных и как бы последовательных переходов, принцип монтажа объемных кусков, собранных в сильные, локальные группы кадров. И в первой же главе экспонируются герои фильма: человек - толпа - фюрер. Тем самым задается и идейная концепция, которая была подсказана материалом, а не только методом монтажа», - описывал Михаил Ромм процесс работы над фильмом.
Для визуального ряда картины было отсмотрено более 2 миллионов метров трофейной кинохроники, агитационных лент из немецких и польских архивов, но принцип построения фильма, который использовал режиссер, придал ему в глазах советского цензора дополнительный, «нежелательный» смысл.
«Рассказывают, что, посмотрев этот фильм, легендарный секретарь ЦК по идеологии Суслов спросил Ромма: «Михаил Ильич, за что вы нас так любите?». Система вначале постаралась сделать вид, что ничего не заметила, а через несколько лет потихоньку положила картину на полку».
Евгений Марголит, Энциклопедия «Первый век кино», 1996 год.
Несмотря на прокат «вторым экраном» (так назывался кинопрокат по сельским ДК и небольшим кинозалам), фильм получил значительный резонанс среди советских (да и не только советских) зрителей.
«В фильме достигнута редкая гармония изображения, текста, музыки и расположения материала. Особенно сильно действует тот факт, что к зрителю обращается представитель народа, потерявшего 20 миллионов человек в борьбе против фашизма, и который своим фильмом проявил себя как друг немецкого народа.
Лейпциг встретил фильм Михаила Ромма овацией. Его фильм стал сенсацией фестиваля».
Хорст Кинч «Оглушительный успех Михаила Ромма», «Нойес Дейчланд» (Берлин, ГДР), 15 ноября 1965 года.
Кинокритики по разные стороны советской границы обсуждали композиционное решение, уникальность кадров кинохроники и особенно выделяли авторские комментарии - закадровый текст, написанный и озвученный самим Михаилом Роммом.
«В сущности, исключительная ценность фильма заключается в его комментариях. Автору было что сказать, и он прекрасно выражает свои мысли при помощи образов, которые говорят сами за себя; при этом мы слышим его голос. Автор со своей горькой прозорливостью, со своей нежностью, со своим душераздирающим «мрачным юмором» все время присутствует в фильме».
«Монд» (Франция), 19 октября 1965 года.
«Всем нам хотелось дать фильму личную интонацию, всем нам претил безличный диктор-комментатор. Пока во всяком случае этот комментарий мы писали от чьего-то общего первого лица», - вспоминает Майя Туровская.
Как рассказал об этом сам Михаил Ромм: «Обсуждали разные варианты: может, это будет спор о фашизме? Может быть, два диктора? Я все тянул, не мог решиться, а пока, на рабочих просмотрах, объясняя эпизоды устно, как придет в голову, и каждый раз по-разному. Без объяснений невозможно: картина сложная, без текста просто ничего не понять. Мне стали советовать, чтобы я сам стал диктором и говорил бы то же самое. Однако то же самое повторить не так-то легко».
В статье «Мы, Ромм и кинокамера» Майя Туровская вспоминает: «...Мы заходим в аппаратную студии звукозаписи. Навстречу - человек. Он в одних носках, без башмаков, лицо у него расстроенное. «Пока я просто говорил в зале, все было нормально, а здесь, в этой студийной тишине, я перехожу на какой-то руководящий бас... Туфли скрипят отчаянно, пришлось их снять... К тому же я опять оговорился, и все пошло насмарку... я же не актер, в конце концов, я не умею...» И он снова уходит в студию, чтобы в поте лица записать четвертый или пятый дубль текста к одной из глав картины...
Этот «неопытный» диктор, этот «начинающий» актер - все тот же Ромм. На шестьдесят пятом году ему приходится овладевать еще одной профессией».
Фильм «Обыкновенный фашизм» знаком практически каждому - по кадрам, цитатам, эпизодам, повсеместно используемым в документалистике о Второй мировой войне.
После 40 лет вынужденного молчания - практически полного отсутствия фильма в телевизионном и кино прокате - фильм можно посмотреть снова, в киноклубе «Сине Фантом».
«Фильм удивительный, который сегодня надо показывать в школе обязательно.
Я постепенно прихожу к мысли, что самое страшное - это когда аномалия становится никем не замечаемой и всеми принимаемой повседневностью. Так и в этом фильме - основной упор делается не на уж асах концлагерей, миллионах погибших или разбомбленных городах. Весь эффект заключается в том, что перед тобой проходит видеоряд кинохроники, спокойный голос за кадром буднично рассказывает о пришествии Гитлера к власти, его восхождении, славе, реакции на происходящее современников. И постепенно начинаешь осознавать все представленное как что-то очень понятное, вневременное, знакомое... и вот тогда по-настоящему становится страшно - страшно оттого, что ты готов это принять и понять», - говорит Алекс Экслер. (www.exler.ru)
Говорят авторы фильма: «Мы поняли, какая это ценность - документальный рассказ о простой человеческой жизни.
Кинематографисты знают, что время - враг игрового кино и друг документального. Вымысел на экране, не считая отдельных и уникальных шедевров, его сюжеты и его приемы - устаревают с катастрофической быстротой.
Сюжеты хроники - даже самые бесхитростные - с каждым годом становятся все интереснее.
Мы поняли, как существенно - и для сегодня и для завтра - сохранить в сюжетах, по возможности более «художественных», чем обычная хроника, облик нашей жизни».
Майя Туровская, Юрий Ханютин («Мы, Ромм и кинокамера»): «Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять», - Михаил Ромм. Из предисловия к фильму.
Награды:
Золотая медаль фильму.
Премия «За лучшую режиссуру» (М.Ромм). Премия «За лучшую работу звукорежиссера» (С.Минервин) по результатам голосования творческой конференции к/ст «Мосфильм»(1966).
Специальный «Высший приз жюри» и премия «Кинокритиков ГДР VII МКФ документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге-65».
Специальный приз жюри постановщику фильма по разделу (М.Ромм) хроникально-документальных фильмов ВКФ-66 в Киеве.
Приз «Клио» премия конкурса «Музы пражских зрителей» (Чехословакия-66).
Специальный гость показа, соавтор идеи и сценария фильма - Майя Туровская, которая представит фильм и примет участие в Знаменитых обсуждениях клуба. Также после показа состоится презентация книги «Обыкновенный фашизм».
Майя Туровская - известный критик, историк театра и кино, искусствовед. Окончила западное отделение филологического факультета МГУ (1947 год), театроведческий факультет ГИТИСа (1948 год). Печатается с 1949 года. Автор книг о творчестве М. Бабановой, А. Тарковского, Б. Брехта, Книппер-Чеховой. Автор сценария (совместно с Ю. Ханютиным) знаменитого фильма «Обыкновенный фашизм», а также многих статей, исследующих сквозь призму конкретного спектакля, фильма или художественной выставки феномен времени.
Адрес клуба «Сине Фантом»:
Фрунзенская набережная, 12, в здании «Фитиль-клуба».
Подробности: www.cinefantom.ru