Чиновники Надругались Над Памятью Виктора Цоя
В планы нового собственника легендарная «Камчатка» не входит. «Камчатка» – это бывшая котельная в доме 15 на улице Блохина. В 1986 году сюда устроились работать кочегарами Сергей Фирсов, Виктор Цой и Святослав Задерий (основатель группы «Алиса»). Позднее к ним в гости приходили Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Александр Башлачев, Юрий Шевчук.
Жители микрорайона до сих пор вспоминают первые дни после гибели Цоя.
К котельной устремились тысячи поклонников «Кино» со всей России. Они жгли костры во дворах, скандировали «Цой жив!», расписывали стены портретами кумира и были безутешны.
Историческую котельную взялся восстановить художник и бизнесмен Алексей Сергеенко со своими друзьями. Убрали три больших котла – появился зал. На месте угольной сделали бар. Там, где стояли насосы, возникла небольшая сцена. В бывшей кочегарке устроили клуб-музей Виктора Цоя. Имя оставили старое – «Камчатка». Кстати, откуда пошло это название – доподлинно неизвестно. Сами знаменитые кочегары утверждали, что оно народное.
Постепенно собрали экспозицию, посвященную Цою. В нее вошли всевозможные вещи, имеющие отношение к знаменитому музыканту и его творчеству: пластинки, печатная машинка, дипломы, книги, билеты, афиши, фотографии. В отдельной нише под стеклом – гитара. На выходе из клуба-котельной установили мемориальную доску.
Восстановленная «Камчатка» открылась в 2003 году как музей и клуб. Здесь еженедельно проходят концерты. Все в Петербурге знают, что «Камчатка» предоставляет площадку начинающим и малоизвестным группам.
Клуб-музей находится в подвале общежития, которое построили после войны. В ближайшее время Смольный намеревается его расселить, поскольку нашелся инвестор. Место это – лакомый кусок: центр города, рукой подать до стадиона «Петровский» и Петропавловской крепости. Что произойдет с «Камчаткой» – неизвестно, но у руководства самые мрачные предчувствия.
«Уже есть распоряжение о расселении дома, – говорит арт-директор «Камчатки» Сергей Фирсов. – В течение полугода он будет расселен, на его месте инвестор хочет построить новый жилой дом. Поэтому, скорее всего, «Камчатка» исчезнет. Ведь статуса музея у нас нет, хотя мы и пытались его получить. В лучшем случае мы вернемся назад после капитальной реконструкции, но это вряд ли. Мы еще не выходили на инвестора и не разговаривали с ним. Впрочем, я не думаю, что эта встреча как-то повлияет на решение перестроить дом. Сейчас мы занимаемся этой проблемой, будем обращаться в администрацию и совет по культуре».
Тем временем в защиту «Камчатки» готов выступить музыкальный Петербург, не говоря уже о поклонниках Цоя. «Страшно подумать, что будет с теми, кто поднимет руку на эту святыню, – сказали посетители «Камчатки». – Нельзя продать или уничтожить память о Цое. За ним поколение, у которого ладонь может легко превратиться в кулак...»
Многие известные клубы Петербурга сейчас находятся под угрозой закрытия. Уже исчезли «Молоко» и «Платформа». На очереди «Арктика», «Чукотка» (этот клуб расположен во дворе того же дома, что и «Камчатка»), «Циник». Причина банальна: чиновники прекращают аренду или не заключают договоры о ее продлении, полагая, что новые арендаторы выложат гораздо больше денег за место в центре Петербурга.
Владельцы клубов говорят, что знаковые для целых поколений петербуржцев заведения закрывать нельзя. В прошлом году «Камчатка» отметила 20-летие. Невзрачный подвал в обыкновенном питерском дворе-колодце стал не просто своеобразным клубом, где встречались, работали, выпивали и пели известнейшие музыканты, – это часть истории города.