Фильм "Дольше жизни"-получил приз фестиваля "Сталкер"
На XIХ Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» наградили лучшие российские картины.
Огромный интерес вызвал конкурс неигрового кино. «Поразительный по своей силе воздействия блок документальных картин, – говорит член жюри фестиваля «Сталкер» Вадим Абдрашитов. Фильм Дарьи Виолиной и Сергея Павловского «Дольше жизни» признан лучшим документальным фильмом фестиваля «Сталкер». Фильм рассказывает о судьбе детей репрессированных родителей, которым с детства внушали, что их родители – изменники родины. Но они не забыли своих матерей и отцов, не предали, не отреклись. «На самом деле, наш фильм о простых общечеловеческих ценностях– в каком-то смысле о пятой заповеди Моисея "Почитай отца и мать своих” , – добавляет режиссер Сергей Павловский.
Четыре года назад мы сделали фильм «Мы будем жить» об узницах АЛЖИРа – Акмолинского Лагеря Жен Изменников Родины, среди которых была и моя бабушка Лидия Виолина-Френкель, говорит Дарья Виолина, автор картины. Фильм «Дольше жизни» мы начинали снимать, как продолжение, уже не о самих узницах, а об их детях. Но, в отличие от первой, очень личной картины, которую мы сделали на одном дыхании и под впечатлением от поездки в Казахстан-по лагерным местам, и всего там увиденного, второй фильм мы делали четыре года. Нам нужно было подождать, пока наши впечатления, наши собственные эмоции обретут какие-то законченные формы, пока фильм «созреет». А когда это случилось, то оказалось, что он не только о детях жертв сталинского террора, но о чем-то большем и вневременном.
В конце октября состоялась премьера картины в кинотеатре «Эльдар», после которой первые зрители поделились своими впечатлениями :
Андрей Смирнов /кинорежиссер, актер
На мой взгляд, мы сегодня присутствовали при огромном событии! В стране, где все каналы, федеральные, частные, провинциальные настойчиво насаждают забвение, рассказывают о том, как прекрасен был Советский Союз, как хорошо там жили люди; где совершенно серьезно идет разговор, о том, чтобы поставить на место, где он раньше стоял, памятник страшному палачу-Дзержинскому, создателю ЧК – НКВД и так далее. В этой стране, где сегодня масса людей занята тем, чтобы вытоптать память у народа, который и без того беспамятный. Народ, который сам о себе сказал, что мы «Иваны - не помнящие родства». Масштаб работы, которую мы сегодня увидели, мне кажется, огромен. Любой нормальный человек не сдерживает поток слез, который вызывает эта картина. И это слезы от сознания ее великой правды. Правды, которая и по сей день не рассказана. Чтобы открыть эту правду положили свои жизни такие люди, как Александр Солженицын, Варлам Шаламов и многие другие. Я чувствую это, и вам с экрана говорят правду, которая ранит сердце, которая заставляет вас самих истекать кровью при мысли о том, что мы- то с вами дети этой страны, созданной ее историей. И единственная возможная зрительская реакция – это низкий поклон создателям картины, низкий поклон всем тем, о ком они рассказывают, тем жертвам, о которых они говорят. Но ведь там речь идет и о палачах. Одна из героинь говорит о том, что она сочувствует тем, кто расстреливал и сердце обливается кровью. Ведь это все сказано не за тем, чтобы требовать отмщения палачам, а благороднейшая цель картины, это сказать: «Не смейте забывать! ПОМНИТЕ, иначе все повторится сначала». И мне кажется, мы все ближе и ближе к той границе, за которой все может вернется. Даже трудно сказать спасибо за то потрясение, которое ты выносишь из зала. Это замечательный художественный поступок, поступок огромного гражданского мужества, потому что эта картина сделана против всего нынешнего течения, и она дарит еще одно неповторимое ощущение - ощущение счастья. В этой картине набор ЛИЦ, как тех, кто пострадал, тех, кто приходит к Лубянскому (Соловецкому) камню, так и тех, кто стоит на этих митингах памяти в Казахстане, в Твери, в Левашово. Это другие лица… Вглядитесь в них. Это другая Россия.
Йосси Тавор /искусствовед/
Удивительно, как автору удалось личную драму, трагедию прошлого своей собственной семьи поднять до масштабов национальной саги. Через судьбы отдельных людей авторы выходят на глобальное осмысление нашей истории.
Зоря Серебрякова, 90 лет, /историк, писатель, дочь репрессированных, сама узница ГУЛАГа с 1949 года. После ареста ее сын Виктор был отправлен в Дом малютки.
Нет слов выразить те чувства, которые владели мной во время просмотра вашего фильма. В каждом слове – правда. Какая взвешенность и корректность всех оценок. Это НАСТОЯЩЕЕ документальное кино, где авторы рассказывают о жертвах репрессий, но не боятся при этом сказать и о Начальнике лагеря, который оказался порядочным человеком. И только мы – сами через все это прошедшие, можем вам сказать, что так оно и было.
Инна Чурикова /Народная Артистка СССР/
Пусть это не прозвучит слишком пафосно, но в моем понимании, этот фильм – подвиг. Его авторы вышли и стали бить в колокол. Это колокол беды. Беды нашего успокоения, привычки жить раздельно. Каждый в своей семье. Как-то обосновались, а между тем это колокол, потому что беда продолжается. Ваша картина объединяет нас и заставляет жить болью другого.
Леонид Рошаль /Детский хирург, профессор, Директор Института неотложной детской хирургии и травматологии/, после премьеры фильма «Дольше жизни» в кинотеатре «Эльдар»
У меня нет слов. Я слишком взволнован. Этот фильм - крик. Спасибо его авторам. Это войдет в историю.
Людмила Нарусова / общественный деятель, вдова А. Собчака/
…Я хочу просить о том, чтобы диск с фильмом «Дольше жизни» был роздан персонально каждому из 10-ти членов государственной комиссии, которая сейчас призвана работать над главным учебником по истории для школьников и студентов. Герои фильма в этом учебнике будут названы в одном абзаце «некоторыми перегибами линии партиями при победоносном социалистическом строительстве». Этого нельзя допустить. У меня нет никаких иллюзий по поводу того, что правда, рассказанная в фильме, пробудит те чувства, которые сегодня владели залом.
Александр и Екатерина Кутиковы /группа «Машина времени»/
После просмотра вашего фильма, первые часы мы просто молчали, а потом говорили до рассвета. Фильм произвел на нас очень сильное впечатление. Дело в том, что в вашем фильме, снятом минимальными средствами и таком скромном – веришь каждому слову!
Еще раз спасибо вам за это ощущение правды.