Новый Роман От Издательства "Эксмо" "Я – Судья. Божий Дар"
Презентация нового романа «Я – Судья. Божий дар», написанного творческим дуэтом самой знаковой писательницы современности Татьяны Устиновой и самого известного адвоката России Павла Астахова, началась с благодарности и восхищения.
Татьяна Устинова: Я хочу поблагодарить «Эксмо» за настойчивость, а Павла Астахова – за идею написать такой роман. Я хорошо помню тот момент, когда он позвонил (будучи человеком занятым он звонит нечасто) и рассказал идею, над которой предложил работать вместе. Идея мне понравилась, но к совместному творчеству я изначально отнеслась крайне скептически: мы с Павлом оба занятые люди и cовсем не Ильф и Петров. Однако все получилось очень интересно – и в ходе работы и сейчас, на стадии конечного результата.
Павел Астахов: Один классик-революционер сказал: чтобы объединиться – надо разъединиться. Так произошло и в нашей с Татьяной творческой судьбе. Мы долгое время работали вместе, потом, в какой-то момент нам пришлось расстаться, но ненадолго, потому что мы уже не могли друг без друга. И проект этот мы придумали вместе – мы им забеременели еще в программе «Час суда» и вот родили и совершенно не суррогатного, а полноценного ребенка. Который только-только начинает отсчет своей жизни, потому что «Я – Судья» – это не название одной книги, а серия, проект.
Татьяна Устинова: А еще я хочу признаться в искреннем восхищении Павлом Астаховым. Есть такой фильм – «Афера Томаса Крауна». Я обожаю его, наверное, только за один эпизод – когда к главному герою с обыском врывается полиция, а он готовит пасту – мука, закатаны рукава, процесс в самом разгаре. Лейтенант, руководящий отрядом, небрежно бросает: вы, конечно, можете обратиться к своему адвокату… Томас Краун, которого играет Пирс Броснан, отвечает: а кстати, он здесь – и из кухни выходит адвокат. Он, оказывается, тоже готовит пасту. Закатаны рукава, пальцами в муке он берет этот ордер на обыск. Следующий кадр – вся орда полицейских выкатывается из дома Томаса Крауна, рассаживается по своим авто и уезжает восвояси.
Вот это – абсолютная история про Павла Алексеевича. Однажды нас с его супругой задержали ГАИшники. Они ужасно себя вели. Просто ужасно – настолько, что я вынуждена была держаться за ручку дверцы своей машины, чтобы не пускать их. И тут приехал Павел. И дальше произошла сцена из картины «Афера Томаса Крауна». Павел Алексеевич, не повышая голоса, не ссылаясь на какие-нибудь свои посты и звания, сказал: закон РФ – такой-то – запрещает вам сейчас ломиться в эту машину. И дальше – все. Полюса поменялись. Мгновенно.
Первая книга из цикла судебных романов «Я - Судья» развенчивает основные мифы и качественно меняет отношение к образу судьи и этой профессии.
Татьяна Устинова: Огромное большинство судей в этой стране – это женщины, и у этих женщин много трудностей. Трудности в личной жизни, трудности в финансовой сфере. Трудности в нашей законодательной сфере, которые накладывают свой отпечаток на работу и на жизнь судьи. Это огромный пласт жизни, о которой мы ничего не знаем. Огромный пласт ограничении, наложенных на человека, имеющего эту профессию. Я очень много узнала о законодательной системе, в том числе и от Павла Алексеевича. О том, как сложно живет судья.
Павел Астахов: Судья – это огромная ответственность, совесть и воля. Символом этой профессии служит не только изображение Фемиды, а еще щит и меч. Кто-то воображает себя мечом, а кто-то себя видит щитом. А во главе всего – Закон. Неотделимый от понятий «совесть», «справедливость». Потому, что Справедливость и должна быть законом. Другой справедливости я не понимаю.
За 16 лет адвокатской работы я видел справедливость – ее, правда, иногда приходилось добиваться. Но тем не менее – она торжествовала. Наверное, я был счастливым адвокатом.
Отточенный стиль Татьяны Устиновой и доскональные профессиональные знания Павла Астахова позволили создать захватывающий роман. Благодаря потрясающему взаимопониманию соавторов, возникшему еще в период работы над телепрограммой «Час суда», книга расцвечивается лучшими «фирменными» литературными приемами Устиновой и Астахова.
Татьяна Устинова:
Мы встречаемся и вырабатываем общую линию, акценты, характеры – так получается многостраничный синопсис. Опираясь на него, каждый пишет свою часть текста – и в ходе этой работы Павел Алексеевич уверен, что знает, что думают девочки, я – уверена, что знаю, как работают суды. Затем мы меняемся написанным, и я узнаю, что судьи так не поступают, Павел Астахов – что девочки так не думают. Мы спорим, убеждаем и не соглашаемся – до тех пор, пока результат не начинает нравиться обоим авторам.
Павел Астахов: Труднее всего – главному редактору – собрать нас, добиться от нас текста. И это хорошо. Это лучше, чем писать книгу три года – может быть, самые великие произведения и были так написаны, но у нас нет времени на медленные танцы. У нас много идей, которые мы хотим положить на бумагу. Я отдаю свой текст Татьяне – она правит, все переписывает, она дает мне свой вариант – я все правлю и переписываю. А точку – точку ставит редактор, и действительно – спасибо ему за это.
«Я – Судья. Божий дар» - это первая книга новой серии. Для кого-то, она станет уникальной возможностью заглянуть в судебное закулисье, а кто-то сможет проникнуться внутренним миром человека, профессия которого – делить мир на виновных и невиновных.
Татьяна Устинова: С одним телеканалом у нас была почти двухгодовая эпопея, связанная с авторскими правами. Два года мучений, попыток вернуть себе авторские права. Целые юридические отделы пытались что-то сделать – ноль. Мы обратились к Павлу Алексеевичу – и он эту проблему решил за полторы минуты. Оказалось, что договор составлен таким образом, что ко времени его подписания сценария еще не было. А авторский договор таким образом не составляется.
Два года – и полторы минуты – каково?
В этой стране нужно ликвидировать юридическую безграмотность – и неважно, касается ли она суррогатного материнства, ГАИшников, договоров с телеканалами или протечки крыши – ее нужно ликвидировать. Мы занимались этим в программе «Час суда» и, частично, реализовали эту мысль в нашей новой книге.
Нужно учиться жить в правовом поле. Можно играть по любым правилам, самое главное – эти правила знать.
Павел Астахов: Но не стоит думать, что борьба с правовой безграмотностью – это так просто: прочитал книжку Астахова и Устиновой, и отсудил у соседа лестничную площадку. В этой книге мы ставили для себя цель: показать, как работает суд изнутри, и, главное, показать, доказать – что Закон есть. А чтобы целенаправленно бороться с правовой безграмотностью есть отдельная линейка литературы, которая, кстати, также выходит в «Эксмо».
У Татьяны Устиновой и Павла Астахова очень много планов и идей, которые связаны как с продолжением серии «Я – Судья», так и с сольным творчеством.
Павел Астахов:Я приостановил карьеру адвоката не ради творчества. Творчество для меня – это отдых, я и душой и телом отдыхаю, когда погружаюсь в новую книгу. А работа моя сейчас идет на несколько другом уровне, работа для государства. Чего может добиться в своей карьере адвокат? Новых клиентов, новых гонораров.
На новом месте (должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте России) я, может быть, получаю меньше выгоды – но зато приношу больше пользы – стране, в которой я живу. Приношу больше пользы как специалист, и в моем аппарате работают только профессионалы своего дела, у которых я постоянно чему-то учусь.
В самом разгаре работа над романом «Врач», я надеюсь сдать его в издательство к осени. Также я с удовольствием отсматриваю рабочие материалы экранизации моего романа «Рейдер». Егор Бероев играет великолепно – вообще очень приятно видеть, как созданное твоей фантазией обретает реальность.
Есть такие люди, с которыми пообщаешься – и чувствуешь, как из тебя энергию высасывают, высасывают. У нас с Татьяной наоборот, как в атомном реакторе: от соприкосновения энергии становится все больше и больше. Вместе у нас очень много энергии и идей, так что вторая книга фактически готова.
Татьяна Устинова: Я работаю над новой книгой, которую надеюсь сдать к весне. В этом романе у меня целых восемь сюжетных линий, еще никогда столько не было – мне и самой интересно, чем все закончится.
Фото: Саид Гаджиев