Татьяна Печникова: «Я всегда выхожу на сцену с открытым сердцем!»
Оперная дива Татьяна Печникова относится к категории людей, которые излучают оптимизм и заряжают положительной энергией! Заслуженная артистка России, лауреат Всероссийской музыкальной премии «Casta Diva», лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Опера - женская роль", лауреат премии Фонда Евгения Колобова «За беззаветное служение оперному искусству», преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, приглашённая солистка Чувашского театра оперы и балета… Профессиональные регалии Примадонны оперного искусства изобилуют множеством достижений! Татьяна - очаровательная женщина, обладающая безупречным чувством вкуса и стиля.
В этом интервью Татьяна рассказала об обратной стороне популярности и взаимодействии с поклонниками, о любимых цветах и местах на планете, а также поделилась курьёзными случаями на сцене и оригинальными фотосессиями.
Наше издание называется «LifeStars»: жизнь знаменитых людей привлекает самое пристальное внимание общественности. Как Вы относитесь к обратной стороне популярности? Когда поклонники ждут на служебном входе, просят о совместном фото.
Я очень люблю своих поклонников, люблю людей, которые подходят после спектакля, делятся впечатлениями, говорят о том, что их тронула история моей героини, что они плакали или смеялись вместе со мной. Для меня их реакция - понимание того, что я сумела донести образ моей героини до зрителей не только вокально, но и эмоционально. Очень важно, что публике нравится моё творчество, что она испытывает яркую палитру чувств. Мне всегда приятно, если мои поклонники просят вместе сфотографироваться, оставить автограф на память.
Вы работали не только в России, но и исполняли ведущие партии в самых престижных зарубежных театрах. Чем Европейская публика отличается от Российской?
Особенно отличия заметны в традициях. Например, в России поздравлять с премьерой принято после того, как премьера состоялась. На Западе перед спектаклем около гримёрного зеркала ставят цветы, кладут артистам открытки с пожеланиями удачи, конфеты с символами. После премьерных спектаклей часто проходит встреча с публикой, где зрители могут задать вопросы артистам, дирижёру, режиссёру. В некоторых театрах постановочная группа перед началом спектакля проводит встречи со зрителями, где рассказывают интересные моменты создания спектакля, историю создания оперы композитором. Сейчас в России тоже стали организовывать такие встречи - экскурс в будущий спектакль, например, в Чувашском театре оперы и балета. Я считаю, что это очень интересный, полезный и познавательный формат общения с публикой.
На Западе, чтобы оценить спектакль, публика обязательно смотрит его до самого конца. В России, если зрителям что-то не нравится в первом действии, они могут уйти в антракте. Я ни разу не видела, чтобы на Западе уходили в антракте. Только полностью посмотрев спектакль, они составляют своё мнение о постановке.
Мы поём для зрителей, их реакция не только приятна, но и важна. Энергетика зала всегда разная - это энергия каждого зрителя в отдельности, которая складывается в общее энергетическое поле. Порой публика очень восторженная и живая - с самого начала спектакля зал реагирует на арии, а иногда реакции раздаются только в самом конце, на поклонах.
На Западе зрители перед походом в театр или на концерт заранее распечатывают фотографии артиста, приходят на служебный вход с просьбой оставить автограф, сфотографироваться, у них это принято. У меня это часто было, например, в театрах в Штутгарде, Дрездене. Хотя в России это менее распространено, у каждого зала, безусловно, своя публика и свои традиции. К примеру, после концерта в Доме Кино был аналогичный случай, когда зрители меня ждали с распечатанными фото из интернета.
Наш диалог проходит весной, в самое цветущее время года. Цветы для артиста - неотъемлемый атрибут творчества. Расскажите о Ваших любимых цветах. Какие цветы чаще всего дарят поклонники? Может быть, вспомните какие-то интересные случаи.
Очень люблю цветы, чувствую их характер и настроение. Раньше моими любимыми цветами были гиацинты, но вокалистам для голоса не желательны сильные, терпкие ароматы, поэтому сейчас предпочитаю цветы, не имеющие сильного запаха. По гороскопу я рак, представители водных знаков интуитивно чувствуют энергию, состояние, с которым человек дарит цветы. Иногда на концерте выходит ребёнок и дарит одну розочку, и это настолько трогательно и трепетно. В целях безопасности в оперном театре, где есть оркестровая яма, нельзя выносить цветы, их передают через капельдинеров с записками, и это тоже очень приятно. На служебный вход театров часто приходят люди, которые лично хотят подарить цветы, поделиться впечатлениями, задать какой-то вопрос. Всегда стараюсь уделять им время - как я уже сказала, это интересно и важно не только им, но и мне, потому что артисты работают для зрителя.
В Театре Новая опера была традиция, которую создали сами мужчины-солисты: они приносили на «8 марта» тюльпаны и поздравляли нас с праздником, это тоже было очень приятно.
Что касается цветов, подаренных зрителями, мне запомнился один случай, который произошёл во время концерта «Viva Verde» на сцене с оркестром. Обычно в таких концертах задействовано много солистов, каждый из которых поёт 2-3 арии. Я редко приглашала гостей на такие концерты, потому что выступление небольшое. Когда всё-таки приглашаешь гостей и приходят друзья, знакомые, понимаешь, что кто-то из них захочет подарить цветы. На этом концерте приглашённых мною зрителей не было. Я исполняла Арию Леоноры из оперы Верди «Трубадур». Закончилась одна часть арии, во время паузы я увидела, что к сцене идёт мужчина. Дирижёр понял, что что-то происходит, пауза затянулась - мужчина вышел на сцену и подарил мне огромный букет цветов! Из-за того, что оркестр находился на сцене, пространство было небольшое: мне некуда было даже положить цветы! Мне помог дирижёр: он взял букет, положил его на свой дирижёрский стул, а я допела арию. Это было ещё до активного распространения социальных сетей, где публикую афишу концертов со своим участием. Наверное, этот мужчина пришёл послушать концерт, и подарил цветы исполнителю, который его вдохновил, или слышал меня в других оперных спектаклях театра, поэтому пришёл на концерт и подарил цветы. Мне было очень приятно.
А если говорить о любимых цветах - какая палитра оттенков Вам ближе всего? Какие цвета преобладают в Вашем гардеробе?
Я люблю разные цвета, стараюсь подбирать одежду под своё настроение. Когда мне хочется что-то спокойное, натуральное, тогда я выбираю бежево-белые тона. Также, конечно, наряд зависит от того, на какое мероприятие иду. Что касается цветов, особенно выделю все оттенки зелёного, которые идеально сочетаются с цветом глаз, люблю синий, красный, элегантный чёрный, а также голубой, классический коричневый, шоколадный. Прислушиваюсь к рекомендациям Восточной медицины, которые считают, что красный, жёлтый, оранжевый цвета создают хорошее настроение и заряжают энергией.
Вы всегда потрясающе выглядите. Как формировался Ваш гардероб? Как бы Вы охарактеризовали свой стиль?
В юности я выбирала классические варианты одежды, но всегда эта классика сочеталась с оригинальными аксессуарами, которые создавали мой стиль и подчёркивали индивидуальность. Работа в театре внесла коррективы и в мой гардероб. Я, как творческая личность, люблю эксперименты, в том числе в своём образе. Мне импонирует безупречный стиль Valentino, люблю вещи итальянских марок Oblique, Stefanel, французских брендов Bleu Blanc Rouge и Nathalie Garson. Отдаю предпочтение дизайнерской элегантной одежде, которая подчёркивает фигуру. В качестве повседневных вариантов люблю джинсы, яркие кофты, классический спортивный костюм. Одним словом, в одежде, как и во всём другом, я прислушиваюсь к себе и своему настроению, а мой стиль можно охарактеризовать как синтез классики и творчества.
Приоткройте театральную кулису сценического костюма - как проходит работа с художником по костюмам в театре? Вы воплощаете огромное количество персонажей разных эпох. Были ли какие-то интересные случаи, связанные с костюмами прямо на сцене.
Каждый премьерный спектакль предполагает сотрудничество с художниками по костюмам. Иногда бывает такое, что костюм на стадии закройки и примерки изменяется относительно первоначального варианта. Это происходит потому, что некоторые художники мало работали с оперными певцами, где есть своя специфика, разрабатывали варианты костюмов, не очень удобных для пения. Костюм оперного певца не должен быть тесным, чтобы удобно было дышать, корсеты не должны сковывать движения во время спектакля.
Есть постановки, которые требуют смены костюма за 2-3 минуты, не уходя со сцены. Здесь порой возникают непредвиденные ситуации. Костюмеры перед спектаклем проверяют все костюмы, фиксируют молнии, но от форс-мажоров никто никогда не застрахован. Самый запоминающийся случай произошёл со мной на спектакле «Любовный напиток». В процессе действия мы уходили за деревянную стену, которая находилась прямо на сцене: за короткое время, пока партнёр поёт арию, нужно было полностью сменить костюм, начиная с колготок и заканчивая головным убором. Один костюмер держал фонарик, второй снимал обувь, третий - шляпу: моя задача была стоять и выполнять их команды. На комбидрессе, который застёгивался сбоку, застряла молния, огромная юбка в этом костюме крепилась на липучках. Времени разбираться с молнией не было - нужно было срочно выходить на сцену, и я вышла: одной рукой удерживая молнию и юбку, стала петь свою арию. Согласно сценографии спектакля «Любовный напиток», оркестровая яма располагалась в глубине сцены, а мы в этом спектакле пели на авансцене - непосредственно у первого ряда публики. Эта любовная мизансцена была выстроена таким образом, что я должна встать на лавочку и скинуть юбку. Но юбка упала гораздо раньше намеченного по режиссуре времени. Я одной рукой пытаюсь удержать комбидресс, второй - хватаю юбку, запрыгиваю на лавочку и продолжаю сцену. Это было, с одной стороны смешно и забавно, с другой - очень пикантно и щекотливо. Не знаю, поняли ли зрители, что что-то не так, или подумали, что так и было задумано, но ситуация действительно была «на грани фола», зрителям было смешно.
Если говорить о концертах, то на них чаще всего художник-постановщик продумывает общую цветовую гамму, стиль, которого придерживаются все участники концерта. Я всегда стараюсь продумать платье в зависимости от образа, в котором буду выходить на сцену. Зрители любят, когда солистки меняют разные платья. Часто приходится согласовывать с художником - как бы я хотела представить свой образ на конкретном концерте.
В Вашем творческом багаже совместная работа с выдающимися музыкальными дирижёрами России и Европы. Кого бы Вы выделили. Чем отличается подход.
Каждый дирижёр - профессионал своего дела, это касается и Западных, и Российских. Конечно, выдающийся Евгений Владимирович Колобов, главный дирижёр в моей жизни, который дал понимание - какой должна быть музыкальная культура. Хотела бы выделить эстонского дирижёра Эри Класа, который долгое время был главным дирижёром в Театре Новая опера. Он любил певцов, очень внимательно и трепетно относился к музыкальному материалу, всегда прислушивался к солисту и давал важные профессиональные советы, помогающие музыкально раскрыть образ. К сожалению, его нет с нами, но память живёт. На Западе такой близости с дирижёрами не было, в силу более короткого времени работы, разного менталитета и языка, но было профессиональное сотрудничество и сотворчество, которое, безусловно, стало очень полезным и продуктивным опытом.
Есть ли видеоверсии спектаклей, которых сейчас уже нет в репертуаре? Если да, где их можно посмотреть?
В Театре «Новая опера» есть видеозаписи. Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», в которой я пела главную партию Татьяны, а за пультом стоял гениальный дирижёр Колобов Е.В., была снята на видео, с которым театр издал DVD диск. Следующим был DVD диск с оперного спектакля «Норма» В. Беллини. Также есть видеодиски спектакля «Брависсимо» и концертов солистов театра с моим участием.
Вы невероятно фотогеничны - искренне восхищаемся Вашими фотографиями: эффектные образы, креативные локации… Расскажите о самых оригинальных фотосессиях.
Я люблю сотрудничать с фотографами, когда я вижу, что в их работе присутствует характер, настроение. Это не постановочные кадры, а естественные запечатлённые мгновения, которые передают энергию и эмоции. Фотосессии для афиш, журналов, как правило, снимают театральные фотографы, которые приглашены театром. Однажды я увидела работу фотографа Владимира Винтера, которая вдохновила меня, мне захотелось с ним поработать. Так получилось, что как раз в тот момент меня попросили сделать фотосессию в центре Москвы для Американского журнала, который должен был выйти в конце мая. Согласно их концепции, публикация была на тему: «Московская оперная певица в сердце столицы России».
Так совпало, что фотосессия в Кремле и его окрестностях проводилась в тот день, когда шли репетиции Парада Победы, вход на Красную площадь был по пропускам. Я не знаю, каким образом, наверное, благодаря личной харизме, мне удалось договориться с полицейскими, чтобы мы могли сделать несколько кадров именно на Красной площади, где были видны все архитектурные объекты, и даже получилось снять несколько кадров около танка в Александровском саду. Впоследствии у меня было много фотосессий с этим фотографом, всегда они проходили творчески, на кураже, и я была довольно результатом. Также хотела бы выделить фотографа журнала Vogue Ирину Воителеву, и фотографа Сергея Михайлова, который недавно делал мои фотосессии в Чувашском театре оперы и балета, во время мастер-классов и на конкурсе «Белая акация». Он замечательно снимает спектакли, эстетично запечатлевает драматические моменты, во время которых мимика очень подвижна. Снять красивые, эстетичные кадры со спектаклей и концертов - определённое искусство, которым владеют именно театрально-концертные фотографы.
Недавно Вы посетили спектакль «Мертвые души» в Театре Вахтангова. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
Спектакль оставил неизгладимое впечатление, это новое, неожиданное прочтение Гоголя. Потрясающая работа Марии Ароновой, которая недавно отметила юбилей, великолепная работа её сына, Владислава Гандрабуры, оригинальные костюмы, сценография, которая погружает в действие. Весь спектакль смотрится на одном, восторженном, дыхании!
Этот поход организовывал Московский Английский клуб, после спектакля по традиции в театральном фойе мы общаемся с артистами, обсуждаем интересные вопросы. Мария очень искренняя, откровенная, простая в общении. Она рассказала, как возникла идея совместного спектакля на двоих с сыном, который поставит её педагог Владимир Иванов, поблагодарила за колоссальную поддержку директора театра, Кирилла Игоревича Крока. Мы знаем много примеров, что спектакль снимается через 1-2 сезона, у «Мёртвых душ» Владимира Иванова, несомненно, большое будущее: уверена, что на эту постановку будут ходить неоднократно, чтобы вновь и вновь окунуться в эту феерию эмоций!
Вы очень много путешествуете. Расскажите о самых любимых местах в мире и о недавних путешествиях.
В связи с пандемией границы со многими странами были закрыты, но это дало возможность больше путешествовать по своей стране. Я открыла для себя потрясающие места Подмосковье, а также замечательные города Владимир, Загорск, Ярославль, Нижний Новгород... Недавно на меня большое впечатление произвели Баку, Казань, Псков. Посещение Пскова стало для меня доброй традицией, с этим местом связано много интересных событий. Когда-то с Евгением Колобовым мы привозили туда спектакль П.И. Чайковского «Евгений Онегин», была организована экскурсия в «Пушкиногорье», потом мне несколько раз довелось петь концерты в «Пушкиногорье»… И вообще - я очень люблю путешествовать по России, в нашей Великой стране много прекрасных, удивительных мест!
Если говорить о зарубежье, очень люблю Грецию. Место силы, гармонии, энергетической подпитки - остров Корфу, храм Святителя Спиридона, который я посещаю несколько раз в год. Люблю Италию, Рим, Лигурийское побережье, Неаполь. Также в прошлом году запомнилось посещение Египта, особенно путешествие на корабле по Нилу. Впечатлило удивительное Марокко. Путешествия - важная и очень интересная часть жизни, это всегда увлекательно и вдохновенно!