Холод Черемухи
Ирина Муравьева
«Холод черемухи»
В свет выходит вторая часть масштабной эпопеи о смутном времени, любви, семье и роке. Работая над этой книгой, Ирина Муравьева копнула так глубоко и основательно, что смогла нащупать нетронутую никем, поистине золотую жилу, о размерах которой пока и она сама, и мы, читатели, можем только догадываться. Однако судя по тому потенциалу, который прослеживается в «Холоде черемухи», нас ожидает нечто действительно мощное, самородное, полностью выпадающее из привычных категорий, которыми принято измерять современную литературу.
Глубинный анализ судьбы целого народа, равно как и самой природы человеческой жизни, вывел прозу Муравьевой на уровень абсолютного литературного мастерства. Масштаб его ощущается почти физически, как распростертый за спиной океан.
«Холод черемухи» - это та книга, которая уже по-настоящему определяет особенности всей моей большой предполагаемой работы, «вспарывает» основное мое направление, выводит читателя на то, что и является самым важным в заново разрабатываемом мною жанре «якобы исторической», «якобы мемуарной» и «якобы документальной» прозы. Это уже сейчас корневая часть, это уже сейчас крещендо моей будущей большой работы», - признается сама Ирина Муравьева.
В этом романе есть всё, даже с избытком: завораживающая ритмическая проза; удивительно живые, яркие и цельные характеры; знаковые, но не растиражированные исторические подробности; документальная, почти осязаемая реальность; смелые гротескные образы, вызывающие почти священный смех, призванный заслонить собой смертный ужас происходящего. А на фоне всего этого ещё и отчаянная история любви, пронизанная холодным и терпким запахом зацветающей черемухи.
«Общего для всех людей конца света не будет. У каждого человека, у каждого народа – свой конец света», - говорит один из героев этого романа. Смутное, страшное, революционное время разворачивается перед читателем во всей своей неприкрытой будничной жестокости. Авантюристы, убийцы, сумасшедшие и те, кто остались по эту сторону невидимой грани – бок о бок, нос к носу. Эффект реальности происходящего усиливают как будто бы несвязанные с основным сюжетом, случайно выхваченные из общей суматохи кадры: пьяный "Сергунька" Есенин в компании новоявленных народных комиссаров, пухнущий от голода в Сергиевом Посаде Василий Розанов, «черпающий вдохновение» на расстрелах Демьян Бедный, одержимые поиском Шамбалы товарищи из ЧК, бессонный и больной Ульянов-Ленин…
Не озвереть, не сломаться, выжить в расхристанной и голодной Москве героям помогает только их чувство родства. Когда все вокруг рушится, главное, за что ещё можно побороться, – это семья.
От этой книги всерьез захватывает дыхание, она как свободное падение во сне, самое опасное и досадное в котором – пробуждение. Впрочем, это лишь временная остановка в пути. Продолжение вскоре последует.
«За последние годы Ирина, как мне кажется, создала новый жанр – не знаю, может, и не новый, и не жанр, я не литературовед, но нечто, чего до нее в русской литературе не было. Я назвал бы это так: лирический исторический роман. «Холод черемухи» – прекрасный образец литературы, которую создает Ирина Муравьева – литературы для тех, кому уютно в прошлом, и кто жаждет любви в настоящем».
Александр Кабаков, писатель
«...все, что пишет И.Муравьева, у меня всегда читается взахлеб, у нее есть этот магнетизм, заставляющий переворачивать страницы. Но и эмоциональное воздействие ее книг очень сильное, тревожащее, иногда мучительное (в самом хорошем смысле)».
Михаил Эпштейн, философ, культуролог, филолог
«Впечаталось в душу» - так, если перевести на русский, поется в одной красивой японской песне. Это произошло и с книгами Ирины Муравьевой относительно моей души. Я, пленница русского языка, потонула в удивительном его употреблении. И в тех глубинах, которые Ирина Муравьева смогла отобразить с помощью его, Великого и Могучего. И душа моя теперь навсегда от этого плена несвободна. В нее «впечаталось»...»
Лариса Рубальская, поэтесса
Ирина Муравьева – родилась в Москве. Окончила МГУ. Преподавала русскую литературу в Гарварде. Начинала как литературовед, стала известна статьями о Пушкине. Ее ранние публикации – в российских, а затем и в американских, английских, французских журналах. Рассказ «На краю» был напечатан в сборнике лучших 26 произведений женщин-писателей мира. Роман «Любовь фрау Клейст» вошел в long-list премии «Большая книга». Прозе Муравьевой присущи удивительная глубина и пронзительность, равной которой не встретишь ни у одного современного писателя.