Madonna. Подлинная Биография Королевы Поп-Музыки
Ее песни внятны и просты, хотя сама она личность сложная и изменчивая. Она впитала влияния тысячи различных культур, собрав их в единое целое, и стала самой продаваемой певицей за всю историю музыки. Все ее альбомы -- это этапы большого путешествия. Переживая драмы и потери, она использовала музыку как способ противостоять боли, искала в ней новые источники радости. Ее стиль противоречив, тщеславие безгранично, и при этом она постоянно превращает свою жизнь в завораживающее произведение искусства. Мелодическая дерзость ее песен в сочетании с эксцентричной яркой красотой, невероятной энергией и зрелищным шоу сделала поп-звезду Мадонну едва ли не религиозным идолом нашего времени. Беспристрастное исследование британского музыкального журналиста Люси О"Брайен -- самая полная биография королевы поп-сцены.
С любезного разрешения издательства "Амфора" представляем вниманию фрагмент из книги "Madonna. Подлинная биография королевы по-музыки":
18. Посланница Бога
Я была в таком возбуждении, что не помню,
как все происходило. Мне никогда не приходилось
выступать перед столь многочисленной аудиторией,
и к тому же так близко от дома. Думаю, мои дети слышали, как я пою.
Мадонна
Летом 2005 года Мадонна получила письмо от Боба Гелдофа, организатора кампании в поддержку бедствующего населения развивающихся стран, с предложением принять участие в очередной акции «Live Aid». Сначала она отказалась. «Я собиралась отдохнуть, провести какое-то время с детьми. Затем я передумала». Гелдофу удалось убедить ее выступить на «Live 8», широкомасштабном мероприятии, проводившемся в лондонском Гайд-парке, призванном обратить внимание общественности на социальные проблемы стран Африки и поднять вопрос о погашении их финансовой задолженности. Концерт состоялся 2 июля, в день, когда в Эдинбурге проходила конференции «Большой восьмерки». В тот вечер в Гайд-парке собралось 200 тысяч человек, всего же в акции участвовало несколько миллионов, концерты проводились одновременно по всему миру. Среди выступающих были заявлены Энни Ленокс, «The Who» и «Pink Floyd», собравшиеся вместе специально по этому случаю.
Выступление Мадонны было кульминационным моментом. Она исполнила «Like A Prayer» в сопровождение лондонского евангелического хора. Гелдоф показал залу фотографию африканской девочки Бирхан Вельду, которая в 1985 году, во время проведения первой акции «Live Aid», была несчастным голодающим ребенком. Теперь, спустя двадцать лет, она стала красивой молодой женщиной и находилась на концерте среди прочих зрителей. Используя момент, Мадонна взяла Бирхан за руку и под вступительные аккорды «Like A Prayer» вывела ее на сцену. Некоторые считали этот эмоциональный поступок лицемерным, отметив, что, запев, поп-дива быстро забыла о ней. Как бы то ни было, выступление Мадонны соответствовало характеру мероприятия: оно было кратким, достойным и задело нужную струну. Ей явно нравилось происходящее. В какой-то момент она присела отдохнуть за ударную установку, откуда с собственническим видом человека, привыкшего контролировать ситуацию, наблюдала за слаженными движениями своих танцоров. Она знала, что ее песни -- трехчастный сет из «Like A Prayer», «Ray Of Light» и «Music» -- будут приняты на ура.
Эффектный сет песен задал тон всему концерту, который повлиял на решение лидеров «Большой восьмерки» удвоить размер материальной помощи африканским странам. Хотя Всемирный банк решил вопрос о погашении долга весьма двусмысленно, переадресовав его заимодавцам, благодаря «Live 8» к проблеме низкого уровня жизни развивающихся стран было привлечено внимание молодого поколения.
Благотворительная акция спровоцировала у Мадонны новый приступ политической активности. В 2003 году она дала интервью газете «Sunday Times», в котором признавалась, что ничего не знает о движении «Справедливая торговля»: «Знать о таких вещах должен каждый, но я была не в курсе». В этот период проблема развития наций вовсе не была первостепенным пунктом ее повестки дня, но концерт «Live 8» ознаменовал начало романа с Африкой, вследствие которого она развернула кампанию по возрождению Малави и в 2006 году усыновила маленького африканского мальчика.
Тремя годами ранее Мадонна отчаянно пыталась завести очередного ребенка. У нее были проблемы с зачатием. «Из-за тренировок и прочих обстоятельств у меня нарушился цикл, но я хожу к врачу, чтобы убедиться, что могу иметь ребенка», -- сказала она тогда. Чтобы скрыть разочарование по поводу бесплодия, Мадонна, как всегда, сконцентрировалась на работе. Поползли слухи, что они с Гаем расходятся и ищут утешения на стороне. Некоторые источники сообщали, что у Мадонны «особые отношения» со Стюартом Прайсом, хотя, скорее всего, причиной, давшей почву для подобных сплетен, был их взаимный интерес к сотрудничеству. Однако Гай и в самом деле был недоволен тем, что оставался в браке на вторых ролях. «Его совершенно достала ее карьера. Кажется, что кроме работы ее ничто не интересует», -- говорил один из его друзей.
Ситуация усугубилась, когда в сентябре 2005 года на премьере нового фильма Гая «Револьвер» -- гангстерского кино с каббалистическим подтекстом -- в центре внимания прессы оказалась Мадонна. Перед показом ее рекламный агент сообщил собравшимся папарацци, что она отзывается только на обращение «миссис Ричи». Естественно, когда звезда и ее супруг прибыли, те радостно закричали: «МАДОННА! МАДОННА!» Мадонна послала их подальше, и на следующий день эту историю мусолили все газеты. Даже на личном празднике Гая Мадонна ухитрилась перетянуть одеяло на себя.
Печально, что «Револьвер», где в главных ролях снялись Рэй Лиотта, Джейсон Стэтхэм и Винсент Пасторе, не был оценен по достоинству. Это концептуальное кино с головоломками, азартными играми и гротескным мордобитием, которое «основано на формуле игры: где игра начинается, где она кончается, и кто кого дурачит». Из всех фильмов Гая «Револьвер» был самым цельным. «Я работал над его сценарием три года, в то время как на „Большой куш" ушло всего три месяца». Предыдущая работа, «Унесенные», была настоящим поражением, так что Гай решил вернуться к своей коронной теме.
Фильм «Унесенные» был отрезвляющим опытом. В римейке картины Лины Вертмюллер о светской львице, которая влюбляется в матроса, главную роль Гай впервые доверил своей жене. Мадонне очень нравился его замысел, поскольку она была давней поклонницей Вертмюллер. Съемки происходили летом на Мальте и воспринимались актерами и съемочной бригадой как каникулярное развлечение. Несмотря на энтузиазм по поводу производственного процесса, фильм получился неудачным. «Я и подумать не могла, что будет провал... Мы так веселились, когда снимали его», -- говорит стилистка Мадонны Адрианна Филипс. Диалоги звучали неестественно, актеры были неубедительны. Героиня Мадонны по имени Амбер Литон -- так звали мать Гая -- казалась скорее неприятной. Некоторые считали, что в этом персонаже Гай изобразил всех женщин, которым ему приходилось подчиняться, и свое отношение к ним.
Когда яхта стервозной богачки Амбер терпит крушение, она оказывается на необитаемом острове наедине с коммунистически настроенным матросом (Адриано Джаннини), в силу обстоятельств она вынуждена ему подчиняться, и в конце концов они влюбляются друг в друга. Мадонна снова играла персонажа унижающегося и подчиненного. Возможно, причиной того, что многим нравится видеть ее в такой роли, являются ее независимость и властность. Критикам фильм не понравился, а в США и Англии он был практически сразу издан на DVD. Злосчастная картина получила целых пять премий «Золотая малина». Разгневанная подобной реакцией, Мадонна поклялась никогда больше не сниматься в кино. Местами этот фильм похож на музыкальный клип, но в нем есть немало симпатичных моментов. Игра Мадонны выглядит несколько топорной, но в Голливуде полно актрис наподобие Деми Мур и Николь Кидман, которые принимают неприступный вид, гордясь своей утонченностью. Бывают случаи и похуже, например, «Солдат Джейн».
После «Унесенных» Гай понял, что ему придется довольствоваться ролью мужа Мадонны, но больше всего его раздражало то, что его режиссерская независимость встала под сомнение. В ответ он принялся изображать грубияна, называл Мадонну «женушкой» и демонстрировал всяческое равнодушие к ее персоне. «В глубине души он считает ее виновной в том, что его карьера пошла на спад», -- сказал один из его друзей. В конце 2005 года их брак едва не распался. Близкие друзья говорили, что Гай ведет себя как мачо (Гвинет Пэлтроу это так бесило, что она практически перестала встречаться со своим старым другом), в то время как Мадонна отказывается идти на компромисс, когда речь заходит о ее интересах. В целях укрепления брака супруги выработали соглашение, в котором обязались проводить больше времени вместе. Гай предложил устроить так называемый «час Мадонны» -- специальный час для ее деловых встреч. Они даже обратились за помощью к консультанту по брачно-семейным отношениям.
Похоже, это помогло. Когда отношения наладились, Мадонна с Гаем стали подумывать об усыновлении ребенка и обратились за советом к Брэду Питту. В 2005 году он и его супруга Анджелина Джоли удочерили девочку из Эфиопии. Этот поступок обозначил развивающуюся тенденцию усыновления благополучными семьями детей из разных стран, в основном из Китая, Восточной Европы и Африки. Как сказал обозреватель газеты «Sunday Times» Стивен Свинфорд, «в Африке дети являются статьей стремительно растущего экспорта. Число эфиопских детей, усыновленных между 2001 и 2004 годом, в нынешнем году удвоилось. Популярными экспортерами также являются Мадагаскар, Мали и Буркина-Фасо».
Думая об африканском ребенке, Мадонна с Гаем, в соответствии с требованиями британского законодательства, начали 18-месячную проверку на благонадежность. Поскольку Мадонна возглавляла кампанию по возрождению Малави, естественно, их выбор пал именно на эту страну.
Малави -- небольшое континентальное государство с засушливым климатом, расположенное в юго-восточной части Африки, где в последние десятилетия неимоверно возросла заболеваемость СПИДом и где более половины местного населения живет за чертой бедности.
Мадонна прониклась особой симпатией к тринадцатимесячному Дэвиду из приюта «Дом надежды». В октябре 2006 года она вместе со своей свитой (охранники, рекламные агенты и съемочная бригада) отправилась в захолустный поселок, находящийся в 50 километрах от Лилонгве (столица Малави). Хотя Мадонна собиралась снимать материал о приюте для документального фильма о Малави, ее визит был обставлен с такой помпой, будто прибыла королевская делегация. Один из местных жителей рассказывает, что она была похожа на «посланницу Бога».
Более 250 детей ютились в пяти комнатах, и, несмотря на искреннюю заботу приютского персонала, многие из них были истощены и подвергались опасности заразиться серьезными инфекционными заболеваниями. Как рассказывает одна из учительниц, Мадонна несла на руках Дэвида, «улыбаясь и приговаривая: „Ах, красавчик"». Мать мальчика, Марита, умерла вскоре после родов, а отец, не будучи в состоянии содержать ребенка, отнес сына в приют и дал разрешение на усыновление. «Мне сказали, что мзунгу (белая женщина) видела фотографию Дэвида и он ей очень понравился, -- говорил 32-летний Йохаме Банда. -- Я и моя семья согласились, что для Дэвида это будет хорошая возможность вырасти здоровым и получить образование».
Мадонна поговорила с отцом Дэвида, пообещав ему как следует позаботиться о сыне. Строгое законодательство Малави требует, чтобы приемные родители, прежде чем перевезти ребенка за границу, прожили восемнадцать месяцев в его родной стране, ухаживая за ним. Поскольку случай Мадонны был «особым», Верховный суд Лилонгве зарегистрировал временное усыновление, позволявшее провести этот период в Британии. Они с Гаем улетели домой, и через неделю к ним должен был присоединиться Дэвид.
Однако после визита Мадонны в Малави начался настоящий медиашторм. Коалиция из шестидесяти социальных агентств и детских благотворительных организаций обратилась в суд и опротестовала разрешение на усыновление. Заручившись поддержкой Консультативного комитета Совета по правам человека, истцы заявили, что процедура была незаконной, потому что Мадонна не прожила восемнадцать месяцев в стране. «Богатые не должны быть на особом положении, -- сказала руководитель Комитета по гражданским правам Малави Эмми Чаника. -- Разве мы не должны проверять, кто присваивает наших детей? Я не против усыновления, но я хочу, чтобы условия законодательства были соблюдены». Однако официальное руководство Малави заявило, что Мадонна имела все необходимые документы и «долго обивала пороги», прежде чем получила разрешение на вывоз Дэвида из страны.
Как только выяснилось, что Мадонна получила временное разрешение на усыновление, дело было практически закрыто, но тут вмешались другие организации, и дебаты разгорелись с новой силой. «По возможности мы и наши зарубежные партнеры стараемся оставить детей в родной семье, -- говорила Элисон Сандерсон из Международного детского фонда. -- В эмоциональном и психологическом плане семья -- это лучшее место для воспитания ребенка». Родственники Дэвида также были обеспокоены его судьбой. «Мой брат малообразован, и его использовали», -- говорит Профера, дядя мальчика. Подозревали, что Йохаме просто не понял, что означает усыновление. «Он не понимает, что лишается мальчика навсегда», -- добавляет Ундуле Мвакасунгуле, руководитель Правозащитного центра Малави. Сам Йохаме Банда делал противоречивые заявления: сначала он сказал, что не имел в виду отдавать мальчика насовсем, а потом что не возражает против усыновления.
Мнения разделились. Одни считали пожертвование приюту в размере 1,6 миллиона фунтов стерлингов взяткой, которой Мадонна хочет ускорить процесс усыновления, другие, напротив, относились к этому как к ценному для страны подарку. «Мы должны честно признаться, что не имеем возможности позаботиться о тысячах малышей, которые ежедневно становятся сиротами, -- говорит бывшая воспитательница одного из приютов Мириам Нийронго. -- Если люди, подобные Мадонне, усыновят хотя бы по одному ребенку, это будет большое благо».